Среда, Ноябрь 20, 2019

Text Size

Когда отдавать ребёнка в музыкальную школу?

03 Июль 2013

Логунов Сергей

Логунов Сергей

Страница 1

Многие родители задумываются о том, чтобы отправить ребёнка учиться в музыкальную школу, в каком возрасте лучше это сделать, на каком инструменте играть. Да и отдавать ли чадо учиться в ДМШ вообще? Давайте во всём этом разберёмся по порядку.

     Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?

Я сам окончил музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию. Уже 10 лет проработал в ДМШ Нижнего Новгорода. Вы всё узнаете из первых рук, так сказать. И текст этот мой, оригинальный. Итак. Первый и, наверное, самый важный вопрос: стоит ли ребёнка отправлять учиться музыке. Ответ для меня ясен, как день – конечно да, если у ребёнка есть к музыке склонность. О том, как это определить, поговорим чуть позже, а сначала о пользе занятий. Как ни печально, но иногда можно встретить такой миф о занятиях музыкой, что это нудно, сложно, перегружает ребёнка и прочее. Во-первых, должен сказать, что необходимо элементарно дозировать занятия, уметь отдыхать. Во-вторых, подобный миф может быть справедлив только для тех, у кого таланты в совершенно других областях.

Быть может, ребёнок станет светилом физики, например, а вот на ухо, как говорится, медведь наступил. Если же у ребёнка есть хотя бы средние музыкальные способности, что мы с вами скоро научимся определять, то этот жуткий миф совершенно не про него! Занятия музыкой развивают духовный мир человека, развивают его интеллект, умение чутко воспринимать окружающий мир. Духовно-эстетическое развитие ребёнка поможет сформироваться ему в гармоничную личность, быть в ряде вещей на голову выше, иметь преимущество потом во взрослой жизни. Ребёнок научится не только хорошо играть на музыкальном инструменте и понимать классическую и современную академическую музыку (которую совершенно незаслуженно считают слишком заумной), но и разовьёт свою фантазию, эмоциональную сферу.

Движения пальцев музыканта развивают весь мозг

Уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук! В связи с этим очень важно, чтобы в воспитании ребёнка было уделено заметное место развитию рук. А что может лучше развить моторику кистей и пальцев, как ни музыка? Ловкость и точность пальцев рук имеют прямую взаимосвязь с работой всего мозга, контактом между полушариями головного мозга и синхронизацией их работы. Правое полушарие мозга отвечает за возникновение различных образов предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче эта связь, тем более быстрые и частые нервные импульсы от полушария к полушарию она обеспечивает, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо владел речью, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Напомню Вам, кстати, что связь между полушариями и всем телом устроена таким образом: от правого полушария все нервные соединения идут к левой половине тела, а от левого полушария к правой! То есть правша это тот, у кого доминирует левое полушарие, а левша – у кого доминирует правое.

баянистыВ связи с этим мы выявляем ещё один плюс регулярных занятий музыкой, а именно игрой на инструменте. Во время игры работают обе руки почти одинаково активно, а значит, полушария развиваются равномерно! Вот вам и воспитание гармоничной личности, ну или как минимум защита от так называемой однобокости. Если человек одинаково хорошо работает и левой, и правой рукой, если ему всё равно, в какой руке держать ложку, какой рукой пилить бревно, пользоваться мышкой – это говорит не только о степени развитости его моторики. Это говорит и о гораздо более глубинных процессах развития мозга, мышления, широте взглядов, некой универсальности. Кстати о моторике, за неё отвечает отдел мозга, который называется мозжечок. Цитата из Википедии: «Мозжечок (лат.cerebellum — дословно «малый мозг») — отделголовного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса». Научный факт: у музыкантов мозжечок бывает по размерам больше в два раза, по сравнению с теми, кто музыкой никогда не занимался.

Развитие духовного мира и лидерства

От биологии и анатомии мы переходим к духовному миру ребёнка. Самое активное развитие духовный мир человека проходит именно в детском и юношеском возрасте (хотя бывают и исключения, как в любом правиле). Не зря говорят, что ребёнок всё впитывает, как губка. Грузинский государственный деятель и поэт XII века Шота Руставели является автором афоризма, который как нельзя лучше подходит нам сейчас: «Из кувшина может вытечь только то, что было в нем». Согласитесь, намного полезнее некоторых сомнительных мультиков для вашего ребёнка и его будущего будут часы занятий, наполненные глубоким смыслом инвенций и фуг Себастьяна Баха, гениальным и утончённым юмором произведений Вольфганга Моцарта и Джоаккино Россини, искромётной жизнерадостностью регтайма или элегичностью блюза Гарри Мура, красивой, как небо. Музыка открывает двери в богатейший и красивый мир! Она учит всё тоньше чувствовать, различать гораздо больше оттенков (не только в самой музыке, но и в жизни). Даёт почву для самостоятельности и вариативности мышления. И всё это сопровождается несравненным удовольствием новых открытий, прежде всего в самом себе, в своих возможностях – с каждым достижением.

Все права защищены, копирование возможно только с обязательным указанием автора и первоисточника - ласкуша.рф

Страница 2

музыкальная школа - дружный коллективКак хотите, а музыка – это ещё и школа лидерства. Это совсем не значит, что все музыканты только и думают, как бы друг друга перещеголять в исполнении того или иного мордента, трели или группетто. Однако в музыканте воспитывается стремление к мастерству, профессионализму. Это входит в кровь, можно сказать. И даже если ваш ребёнок окончив музыкальную школу выберет себе какое-то другое профессиональное поприще, то это качество наверняка ему пригодится! Как и некоторые другие: умение адекватно оценивать других и себя, уважение к чужой точке зрения, опыт распределения сил в достижении результата - как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, умение собрать всё своё внимание и способности в нужный момент (это тренируется на выступлениях и конкурсах), и, наконец, - опыт выступления на публике, привычка ко вниманию со стороны людей.

На последнем можно немного подольше задержаться. Подобная вещь – внимание со стороны – волнует в той или иной мере многих людей. Не все умеют с ним обращаться. Давайте проведём эксперимент. Всё элементарно. Войдите в комнату, желательно большую, где вы будете одни. Возьмите для начала стул. Перенесите его из одного конца комнаты в другой. Ничего? Ничего)))) Хорошо, а теперь представьте, что этот же стул вам нужно перенести через всю сцену Московской государственной консерватории. В тишине. Тридцать метров. При полном зале людей. Когда весь свет направлен на Вас. Когда 3 474 глаза смотрят на вас и замечают каждое, даже самое малейшее ваше движение, мимику, взгляд. Совсем другое дело, верно?.. Как взять стул, как нести, с каким выражением лица, куда смотреть? А костюмчик-то сидит вообще?.. ))))) Видите, задача уже совсем другого порядка. А если при этом ещё и нужно будет подойти к микрофону посередине сцены и просто поприветствовать слушателей? ПРОСТО по-при-вет-ство-вать. )))) Вот и простое уже стало совсем не простым. А ведь людям иногда чтобы рассказать анекдот в малознакомой компании, объяснить что-то небольшой группе людей, нужно на это решиться. Ведь придётся достаточно надолго привлечь к себе внимание. И вот тут выясняется, что к этому бывают готовы не все. Для музыканта же подобная ситуация становится постепенно рядовой, штатной. Нельзя сказать, что музыканты совсем никогда не волнуются и никогда не боятся сцены. Но у них есть при этом опыт, совершенно другое отношение ко вниманию людей, готовность оказаться под тем самым пресловутым «обстрелом» нескольких десятков или сотен глаз. Видите, как мы глубоко копнули?))))) Никогда не догадывались, что игра на музыкальном инструменте затрагивает так много «струн» бытия? Однако оно так, только чтобы это всё понять, нужно самому всё это знать изнутри. Ну, или чтобы кто-то об этом рассказал, вот как я Вам сейчас.))))

В каком возрасте начинать учиться игре на инструменте

Но мы на этом не остановимся и пойдём дальше, верно? Теперь наверняка будет интересно Вам узнать, в каком же возрасте лучше начинать учиться игре на музыкальном инструменте. Сначала возьмём самые крайние цифры в этом вопросе. Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Амадей Моцарт (да-да, такое длинное полное имя!) уже в 4 года написал концерт[1] для клавесина с оркестром. А есть случаи, когда человек начинал заниматься музыкой почти в 30 лет и достигал больших успехов. Оба этих крайних примера, конечно, встречаются очень редко. Это случаи особой одарённости и гениальности. Если же не брать в расчёт такие уникальные явления, то наиболее подходящим для начала занятий музыкой возрастом будет, начиная лет с шести и заканчивая годами двенадцатью. Некоторые считают, что чем раньше, тем лучше, например в 4 года. Думаю, это подойдёт не для всех. Многое зависит от того, насколько быстро развивается ребёнок, как быстро он усваивает новую информацию, насколько развит физически. Также это зависит и от инструмента, на котором планируется играть. Например, на баяне или виолончели в четыре года начинать заниматься явно рановато. Тут нужно и самому подрасти, и сил поднакопить. Со скрипкой или фортепиано в этом плане легче, можно начать и в четыре года, если ребёнок очень способный. Идти учиться на ударных инструментах как раз наоборот лучше попозже. Если говорить о духовых инструментах, то здесь многое зависит от размера инструмента и того, насколько успел уже вырасти ребёнок. Например, играть на тромбоне лет в пять, по-моему, невозможно)))

Про возраст в районе двенадцати лет вообще считается, что это уже поздно. В некоторых музыкальных школах уже даже может и откажут, если привести ребёнка такого возраста. Однако, ваш рассказчик, автор статьи, которую Вы читаете, начал заниматься на инструменте именно в этом возрасте, и это потом не помешало ему окончить музыкальное училище и консерваторию. Ещё можно привести пример уважаемого профессора Нижегородской государственной консерватории им. Глинки – Голубничего Виктора Ивановича, который начал в своё время заниматься музыкой в двенадцать лет. В дальнейшем он окончил по классу баяна Львовскую консерваторию, принял участие в огромном количестве концертов, в том числе и сольных, взял Первую премию на международном конкурсе в 1968 году в Клингентале, и по сей день считающемся одним из самых сложных и престижных.

Все права защищены, копирование возможно только с обязательным указанием авторов и первоисточника - ласкуша.рф

Страница 3

Я не имею в виду, что надо начинать занятия музыкой попозже, однако не могу не заметить, что тут могут быть некоторые преимущества. В силу возраста занятия проходят уже на другом уровне осознанности, что-то больше и глубже понимается, легче даётся, чем в раннем возрасте, больше развита мускулатура, внутренний духовный мир. Но тут с советами надо быть достаточно аккуратным. Всё индивидуально. Например, в более раннем возрасте суставы и хрящики у ребёнка более эластичны, так скажем, для формирования исполнительского аппарата[2]. Вообще, самый оптимальный возраст начала занятий, это пожалуй 7-10 лет. Когда ребёнок уже подрос, организм активно развивается. Сознание уже готово к восприятию не только конкретных, но и иногда абстрактных понятий, логических цепочек, к нахождению таких взаимосвязей, которые не всегда лежат на поверхности.

Теперь давайте вкратце коснёмся того, как выбрать инструмент, на котором отправить учиться играть своё любимое дитя. Вот здесь уже точно ничего посоветовать вам не смогу, ибо только ваши с ребёнком фантазия, предпочтения, вкусы могут поставить точку в этом вопросе! Инструментов много! Каждый хорош, каждый интересен. Есть ли инструмент, на котором легче всего играть, или труднее всего играть? Скажу вам – нет. Мастерски играть на любом инструменте – это всегда вложение большого труда, как бы ни был одарён исполнитель. Это длинная лесенка из ступенек малых и больших достижений, стремящаяся к совершенству, для которого, как вы знаете, не предела))). Никогда нельзя сказать, что делать что-то действительно здорово - очень просто. Так могут сказать лишь сложившиеся мэтры, которые уже горы свернули на своём поприще. Поэтому не ищите лёгких инструментов, ищите то, что вам по душе! Что созвучно той музыке внутри вас, из которой вы сотканы, ваш ребёнок! Вот тогда будет результат ;) Обязательно спросите у сына или дочки, какой инструмент больше нравится. Дети должны принимать в этом полноправное участие. Решайте вместе.

А я лишь перечислю вам самые распространённые инструменты. Разделю их по отделениям, как это сделано в музыкальных школах[3].

Фортепианное отделение. Тут, соответственно, только фортепиано.

Отделение народных инструментов. Баян, аккордеон, домра, гитара, балалайка.

Отделение духовых инструментов. Деревянные духовые: гобой, кларнет, фагот, флейта, саксофон[4]. Медные духовые: валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба.

Отделение струнно-смычковых инструментов. Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Отделение ударных инструментов. Может быть не во всех школах. Инструменты: ксилофон, вибрафон, маримба, ударная установка.

Отделение эстетического воспитания. Тоже есть не во всех школах. Может сочетать в себе эстрадное отделение. На нём могут обучать хореографии, эстрадному вокалу, также могут быть представлены и инструменты тематически из других отделений. Школы для себя по-разному решают.

Вообще инструментов в мире конечно в разы больше, но в нашей стране в наши дни эти – основные, да и в мире тоже.

Закончить статью хочу тем, с чего и начинал. Идти ли ребёнку в музыкальную школу? Идти конечно! Это сделает ярче его жизнь и его самого как личность! Музыкальная школа – это коллектив. Но коллектив несколько особый. Там куда большее число людей чувствуют себя на своём месте, чем это бывает в среднем. Заниматься тем, что любишь, это тоже счастье. А представляете, когда это совпадает с работой?))) Мечта просто!

Реальность конечно не всегда безоблачна, но может быть именно у вас всё будет супер-супер? ;)

Дерзайте! Развивайтесь! Достигайте!

И всегда помните, что вода не течёт только под лежачий камень!

Все права защищены, копирование возможно только с обязательным указанием автора и первоисточника - ласкуша.рф

Сейчас на сайте

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте